Чем отличается классическая гитара от акустической
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Материал струн
2. Корпус
3. Система пружин жесткости
4. Гриф
5. Наличие или отсутствие анкерного болта
6. Метки ладов
7. Крепление струн к бриджу
8. Катавей
9. Крепление грифа
10. Звучание и музыкальные стили
11. Техника игры
12. Подводим итог - сравнительная таблица
При выборе первого инструмента вам нужно будет определиться с его типом. От того, начнете вы свой путь с классикой или акустикой в руках, будет зависеть не только легкость обучения, но и предполагаемая техника исполнения, а также насыщенность звучания. В этой статье мы разберем основные отличия двух инструментов и поможем понять, что нужно именно вам.
Материал струн
Наверное, это – главное конструктивное отличие. В классических моделях используют нейлон. Он дает теплое, уютное звучание, максимально приближенное к тому, что слушали несколько веков назад. Натяжение здесь тоже сравнительно невысокое: пальцы будут меньше уставать и болеть. По этой причине многие преподаватели рекомендуют на начальных этапах предпочесть этот материал.
Конструкция акустики предполагает использование металла, натяжение тут тоже сильнее. Пальцам новичка придется несладко: поначалу они действительно будут «просить пощады». При усердных тренировках подушечки отвердеют, и исполняемая музыка начнет приносить только удовольствие. Наградой за труды станет более громкий, сочный и агрессивный звук.
Известны случаи, когда на акустику ставили нейлон, а на классику — металл. Мы не рекомендуем этого делать. Гриф, изготовленный для мягкого материала, может просто деформироваться от большой нагрузки. Для тех, кто хочет «прокачать» свою классику и прибавить ей звонкости и агрессии, есть лайфхак — струны из титалона или карбона. Эти два материала различны по тактильным ощущениям, но оба могут добавить жесткости тембру инструмента.
Корпус
Деление на размеры одинаковое — от 1/4 до 4/4. Однако классические гитары зачастую меньше акустических. Также последние отличаются большим разнообразием форм-факторов.
Породы дерева для различных типов тоже разные. Так, производители акустики предпочитают ситхинскую ель, ель Энгельмана, красную ель для верхней деки, палисандр, акацию или коа для нижней деки, клен, орех и вишню для задней деки и обечаек. На корпус типа classic чаще всего идут кедр, ель (верхняя дека), палисандр, сапеле, акация (нижняя дека и обечайки).
Система пружин жесткости
Для гитар эстрадного сегмента характерны особые пружины — бруски (обычно из ели), приклеиваемые ко дну и к деке. Они призваны перекрывать направляющие и смыкать их в тех местах, где нагрузка больше. В классике такая система имеет форму, напоминающую веер, и состоит из более тонких деталей. Нагрузка равномерно распределяется по всей площади. При этом в поперечном направлении веер минимально сковывает деку. Она может свободно колебаться, издавая качественный, насыщенный звук.
Требования к пружинам в акустике другие из-за высокой нагрузки. Сами детали конструкции толще, их может быть больше и расположение их часто сильно отличается от модели к модели. Металлические струны сильнее натянуты, а их вибрация выше, поэтому и нужно дополнительное усиление.
Гриф
При обучении особенно важна его ширина. Она больше у классики и начинается от 50 мм. Это позволяет точно зажимать каждую струну при исполнении даже самых сложных пассажей, что очень важно при исполнении романсов, фламенко и других академических жанров. Минус у широкого варианта тоже есть — музыканты с недостаточно длинными пальцами поначалу будут быстро уставать. Помогут упражнения на растяжку пальцев.
Гриф типа acoustic тоньше, и некоторым добиться точности на нем будет сложнее. Однако часто (например, при игре боем) мелкие огрехи практически не слышатся. Зато руки устают гораздо меньше и удобнее брать барре!
Наличие или отсутствие анкерного болта
Нужно упомянуть и об отсутствии у классической гитары анкерного стержня. В случае с качественной акустикой он необходим для придания дополнительной жесткости конструкции. Проводить какие-либо манипуляции с этой деталью без крайней необходимости не рекомендуется, но иногда она возникает. В дешевых китайских моделях acoustic анкер может отсутствовать. А классика всегда обходится без него – гриф вклеен в корпус.
Метки ладов
На «вестернах» и «джамбо» в большинстве своем есть метки на 3, 5, 7 и других ладах. Располагаются они и на самой накладке, и сбоку. С ними проще ориентироваться и распознать опорные ступени гамм и тоники. На классическом типе такая разметка есть только на боковой части грифа.
Крепление струн к бриджу
Конструкция бриджей у двух типов гитар разная. Это обусловлено все той же силой натяжения. В акустике эта деталь — пластина из прочного дерева с проделанными в ней отверстиями. В эти отверстия опускается кончик струны и фиксируется там специальным колышком — бобышкой (или пином). В классике же процедура ограничивается простым завязыванием узелка на бридже. Что же касается намотки на колки, то здесь у обоих инструментов все происходит идентично.
Катавей
Специальная выемка для удобства игры на высоких ладах есть только у акустических гитар. Стандартная классика ее не имеет. Однако мастер может изготовить на заказ любой вариант.
Крепление грифа
У акустики оно идет после 14 лада, а у классики — после 12. Поначалу может показаться, что разница несущественна, но позже вы начнете ее замечать. Возможно, на высоких ладах упор руки в корпус будет вас раздражать. Чтобы проверить, так ли это, сыграйте гамму до-мажор в зоне 12 лада. Следите за своими ощущениями.
Звучание и музыкальные стили
Как уже вкратце говорилось выше, мягкий нейлон обладает более теплым, обволакивающим тембром. Он не может похвастаться большой громкостью, так как создавался для концертных залов, классов музыкальных школ и других помещений. Большое внимание к каждой отдельной ноте отлично раскрывает его сольный потенциал. Это хорошо чувствуется при исполнении следующих направлений:
- классическая музыка различных эпох;
- бразильские жанры, например самба;
- цыганская этническая музыка;
- традиционные испанские жанры;
- романс.
Металл подкупает более звонким, громким, агрессивным и дерзким характером. Сольные партии здесь тоже имеют место, но чаще всего превалируют именно аккорды и игра боем. Акустика прекрасно чувствует себя как в помещении, так и за его пределами: на лавочке во дворе, у костра, в парке и в любом другом месте. Отличный вариант для таких жанров:
- рок различных направлений;
- поп-музыка;
- кантри;
- блюз;
- джаз.
Техника игры
Исполнение на различных типах гитар тоже отличается. В «акустических» жанрах часто используются приемы, не совсем удобные для пальцев — здесь в дело идет медиатор. Правильно подобранная его толщина и материал могут придать «особость» вашей музыке. Не стоит упускать из виду даже такие мелочи. Бой и перкуссионные удары по корпусу тоже используются приверженцами акустики, а вот классический инструмент такого обращения не любит. Здесь превалирует пальцевая техника, или фингерстайл. Этот стиль успешно используется и на струнах из металла, но основой игры он считается в случае с нейлоном. Такой техникой удобнее всего исполнять классические партии и переливы нот, характерные для сольных жанров.
Подведем итог
В таблице мы кратко представили основные отличия между инструментами разных типов, чтобы было легче сделать выбор.
|
Классическая гитара |
Акустическая гитара |
---|---|---|
Струны |
Мягкие, нейлоновые с относительно небольшим натяжением |
Металлические с высоким натяжением |
Корпус |
Небольшие размеры, использование кедра, палисандра, сапеле |
Крупнее по габаритам, разнообразие форм, увеличенная жесткость. Материал: различные породы ели, акация, коа |
Гриф |
Широкий от 50 мм |
Узкий от 43–44 мм |
Звучание |
Мягкое, теплое |
Яркое, жесткое, звонкое |
Техника игры |
Пальцевая техника, бой – крайне редко |
Аккорды, бой, бенд (подтяжка струн), медиатор |
Музыкальные стили |
Академические жанры, фламенко, цыганская музыка |
Рок, кантри, блюз, популярная музыка |
Преимущества |
Отличный выбор для обучения: мягкие струны, широкий гриф, небольшие размеры |
Громкое звучание идеально для игры на открытых пространствах, легкая замена струн, узкий гриф подойдет опытным музыкантам |